Witch Lynxen
Be a Witch you're born to be. Magic, Happy, Wild and Free.
Названия: Имелк, Оимель, Кандлемас, День Святой Бригиты, День Невесты, Пир Огней, День Сурка, Дисаблот, Громницы
Божества: Бригита, Дана, Эпона, молодые божества, богини солнца, Богиня Дева
Символы: Крест Бригиты, Ложе невесты, Солнечное Колесо, соломенные куколки
Время: полночь (канун февраля)
Цвета: белый, серебряный, лавандовый, желтый, красный, светло-зеленый
Камни: аметист, кварц, гранат, кровавик, бирюза
Животные: бараны, овцы, олени, высокоудойный скот, выдры, малиновки, синицы
Растения: ежевика, дягиль, базилик, крокус, ирис, мимоза, шафран, подснежник, фиалки, лавровый лист, белые и желтые цветы, рябина, вереск
Благовония: базилик, белый сандал, лавр, корица, фиалка, ваниль, мирра, глициния, лаванда
Напитки: вино со специями, травяные чаи, молоко и другие молочные продукты
Еда: тыквенные и черные семечки, круглые булочки с маком, хлебцы, творог, сыр, изюм
Декор: белые и красные ленты, горящие свечи, огни, метлы, желтые цветы, снежинки, плуги, соломенные куколки, крест Бригиты

На закате 31 января начинается празднество, отмечающее завершение зимнего сезона и начало весеннего. Это праздник Имболк – время очищения и чистоты, вдохновения, роста и возобновления, плодородия, освобождения от старого и привнесения в жизнь нового. Название праздника Imbolc чаще всего связывают со староирландским словом Mblek, "молоко" или с кельтским Oimealg – "овечье молоко", но есть и другие версии происхождения слова, например Франсуаза Леру выводит его от префикса imb-, "смывающий", "очищающий" и слова folc, "ливень".
Другие названия: Оимель, Имболг, Бригид, Кандлемас у кельтов, Громницы у славян.

Имблок ассоциируется с кельтской трехликой богиней Бригитой, связанной с огнем во всех его проявлениях. Бригита покровительствует ремеслам, особенно кузнечному делу, поэзии и слову, а также целительству и очищению. Это "три огня Бригиты": первый – огонь кузнечного горна, огонь созидания и творения, второй – огонь вдохновения, божественная искра, оживляющая слова поэта, и третий – огонь сердца, огонь сострадания, не позволяющий нуждающемуся остаться без помощи. С этого дня и до 21 марта наступает ее сезон, чтобы приготовиться к росту и возобновлению.

Странно думать, что время весны наступает в самом начале лютого февраля, когда зима в самом разгаре. И пусть это самое холодное время года, но в это время дни становятся заметно дольше. Имболк — это праздник "увеличения света" и очищения, духовного и физического. В этот период люди всегда тщательно мыли тело и волосы, чистили загоны для домашнего скота и омывали его водой, стирали одежду, меняли постельной белье, вычищали камин и наводили чистоту в домах. Все к приходу Бригиты должно было сверкать чистотой и свежестью, только в чистом доме богиня может согласиться остановиться на ночлег и благословить его своим присутствием. Во время праздника приветствовалась сдержанность: не занимались сексом, не пили пива, не пряли и не ткали. Но на Имболк обязательно пекся хлеб, и взбивалось свежее масло, а первый кусок хлеба с маслом оставляли на маслобойке в жертву Бригите. Символом плодородия именно в этот праздник является не зерно, а молоко: его не только пили, его лили на землю и в водоемы, свеженадоенным молоком обрызгивали постели в доме и дверные косяки.
В горных районах Шотландии еще на рубеже XIX – XX вв. отмечался обычай так называемой "кровати Бридж": из колосьев последнего снопа женщины делали куколку – Brídeóg, обозначающую богиню Бригиту, украшали ее лентами и мелкими камешками, одевали в плащ. Одновременно готовили "постель богини" – тоже из последнего снопа, обрызгивали ее молоком, устилали белой шерстяной тканью, приглашали Бригиту ложиться. Рядом с куколкой укладывали палку. На всю ночь рядом с ложем оставляли горящую свечу и кувшин свеженадоенного молока, а в некоторых районах еще и кто-то из женщин оставался беречь ночной сон богини. Этот ритуал означал впускание богини в дом, а также пробуждение ею растительных сил семян. Иногда роль Бригиты выполняла выбранная девушка – ее одевали, украшали, и она обходила деревню, держа в руках котел и ведя корову, символы плодородия и изобилия. В самом большом и богатом доме для нее устраивали ложе из зерна и сена, обливали его молоком. Девушка ложилась, и давала благословение всем, приходившим к ней, в обмен на маленький подарок – монетку, букетик или гребешок.

Имболк также связан с огнем и, особенно со свечами – его более позднее название Кандлемас (Candlemass), означает "праздник свечей". На праздник зажигали как можно больше свечей, чтобы живой огонь освещал и очищал дом, а также оставляли свечи гореть на подоконниках на всю ночь, до восхода солнца. В некоторых странах в это время дожигают недогоревшее рождественское полено. В аграрной обрядности также используют факелы – с ними посолонь обходят поля, водят над снегом, таким образом, изображая солнечный огонь, растапливающий снег.
Еще одно название этого праздника Оимель (Oimealg), означает "овечье молоко", так как в это время рождаются ягнята, и у друидов это был праздник появления молока у овец. Таким образом, овечье молоко становится первой пищей после длинной холодной зимы.

По дням Имболка во многих странах предсказывали погоду на весну и лето, что давало косвенную информацию об аграрном годе, причем снег и непогода считались хорошим признаком. Змея Бригид появляется из лона Матери Земли, чтобы проверить погоду. Кстати отсюда и произошел праздник День Сурка.
В северных Европейских странах считается, что в начале февраля ветер поворачивает на весну, а чтобы ветер не принес много бурь рыбакам, на побережьях сжигают веники и метлы – как символы распущенных волос ведьм, призывающих непогоду.

У славянских народностей праздник начала февраля называется Громницы, так как с начала февраля уже могли начаться грозы. Громницы включают в себя два аспекта праздника – праздник огня и праздник исцеления. В это время окуривали людей и животных связками лечебных трав или пекли специальный хлеб, часть которого раздавали людям, а другую подмешивали в еду животным. В тех местах, где традиционно пахали на волах, на рога надевали специально испеченные и окуренные хлеба, чтобы животные не болели. В последнюю субботу перед Громницей хозяева отливали из воска свечу – громничку, примерно в локоть длиной. Громнички использовали как обереги от молний, болезней и зла для дома, семьи и скота. Капли воска от сгорающих свечей собирали и подмешивали в семена перед севом, чтобы посевы не пострадали от непогоды.

Примерно в это же время древние римляне праздновали Луперкалию – другой вариант своеобразной церемонии возрождения.
Католики в этот день празднуют Очищение Девы Марии, и в полночь зажигают свечи, как символ очищения. Христианская церковь "переделала" Богиню Бригиту в Святую Бригиту, и назвали этот день, соответственно, Днем Святой Бригиты (Lá Fhéile Bhríde).

В Скандинавских странах этот праздник имел другое название – Дисаблот. Дисами назывались существа женского пола, помощницы при родах, иногда называемые "младшими божествами". Слово «блот» означает жертвоприношение. Таким образом, «дисаблот» – жертвоприношение дисам. Этот период можно рассмотреть и как сватовство Фрейра к холодной, ещё не любящей деве Герд из племени йотунов (как аналог – сватовство Нъерда к Скади). Свадьба великанши и бога приводит ледяных дев в круг дис Асгарда, делая из враждебных и холодных обитательниц Утгарда – хранительниц мира и домашнего очага. Точно так же, как без брака женщина не станет матерью и хранительницей семьи, так и земля не проснётся на ледяном ложе без солнца и тепла.

По традиции на Имболк после заката солнца в окнах домов зажигали все лампы или свечи, для привлечения весны и почтения возродившегося солнечного Бога, который выходит из младенчества и подрастает. В ночь Имболка Богиня предстает в образе молодой невесты – Богини Девы, которая ожидает своего будущего супруга.

• Колдовство Имболка •

Имболк – праздник возрождения и очищения Богини, символизирует растущую фазу Богини. В Колесе Года противоположный Имболку праздник – Ламмас. В Ламмас Богиня находится в ипостаси мудрой Старухи, а в Имболк – она возродившаяся и обновленная Дева. Поэтому именно в Имболк молодые ведьмы проходят свое посвящение.

Имболк – праздник домашний, он был одним из первых праздников, которые начали праздновать не всей общиной, а в кругу семьи. Празднуя Имболк дома, не забудьте уважить домовых и домашних духов – самое время пообщаться с ними, и угостить их теплым молоком и, выставить горячего молока за окно или за дверь для тех духов, которые в эту ночь будут без крыши над головой.

Ритуал Имболка главным образом направлен на привлечения весны в свой дом. Для этого необходимы: небольшая зерновая куколка, фаллический жезл, свеча с южной стороны котла и несколько веток вечнозеленого растения. Оденьте куклу в белые одежды и украшения по своему усмотрению. Затем положите ее в корзинку или на одеяло. Жезл кладете на куклу и ставите две свечи с двух сторон корзинки. Произносите три раза:

Невеста пришла. Невеста, добро пожаловать!

Возьмите веник, очистите ритуальный круг и положите его рядом с алтарем. Сядьте перед котлом, возьмите ветки и подожгите их одну за другой, затем потушите пламя и положите их в котел. После этого произнесите:

Теперь я провожаю Зиму. Теперь я встречаю Весну.
Говорим до свидания тому, что умерло и приветствуем все живое.
Теперь я провожаю Зиму. Теперь я встречаю Весну.

@темы: Wheel of the Year, Symbols, Slavs, Aromas, Sabbath, Rituals, Minerals, Home Magic, Herbs, Celtic, Book of Spells, Book of Shadows